Здравствуйте.
Давайте поговорим о том, откуда берется цена на изделия ручной работы в целом и вязаные вещи в частности. Ведь наверняка, когда вы только-только решились продать результат своего труда, то столкнулись с вопросом его оценки. С той же проблемой встретилась и я, а встретившись, отправилась на поиски её решения.
В итоге, после просмотра десятков групп рукодельниц и обсуждений формировании цены, после того, как я освежила основы экономики, которые рассказывали в школе и в ВУЗе и после анализа собранной информации, я разработала свою расчетную таблицу. Но обо всём по порядку.
Начнем с того, что отмотаем историю на два века назад. В то время Европу сотрясала Промышленная революция, с одной стороны благодаря введению парового двигателя, вязальных машин и прочего возросла производительность мануфактур и снизилась себестоимость продукции, а с другой стороны произошли массовые сокращения т.к. сократилась потребность в ручном труде. С одной стороны на рынке появились дешевые однообразные товары стабильно одинаково высокого качества, а с другой стороны из-за высокой безработицы у населения не хватало денег даже на них. Массовая замена ручного труда машинным спровоцировала гигантское сопротивление в рабочем обществе, движение Луддитов, но прогресс оказался сильнее.
Сейчас, в XXI веке, на полках магазинов мы в основном видим вещи и игрушки, изготовленные на фабриках, все стандартизированные, одинаковые, доступные. Поток. А всё, что сделано вручную наоборот, всегда чуть разное, штучное, дорогое, а значит статусное.
Если мы подойдем к той же проблеме с точке зрения рыночного ценообразования, то мы должны опираться на понятия спроса и предложения. Если коротко, то
1. если много желающих купить товар (высокий спрос), но мало товара (низкое предложение), цена поднимается.
2. если много товара (высокое предложение), но мало желающих его купить (низкий спрос), цена вынуждена снижаться.
Первая ситуация в крайнем случае (один производитель) - это монополия. Монополист может устанавливать любые цены на свою продукцию, поэтому он всегда в прибыли.
Вторая ситуация - это высокая конкуренция, при которой приходится буквально сражаться за покупателя и держать максимально низкую цену. Или заинтересовывать покупателя другими способами, ориентируясь на конкретного покупателя, или создавая ощущения избранности (Эппл).
У рыночных цен есть один огромный минус - рыночная цена может опуститься ниже себестоимости (стоимости изготовления). Чтобы этого не допустить, компании часто вступали в сговор и устанавливали нижнюю границу стоимости, дешевле которой не продавали.
И ситуация монополии, и сговор сегодня государство старается не допускать. А в тех сферах, где невозможна конкуренция (например, метро, железная дорога, освоение космоса) государство пристально следит за ценами, стараясь не дать им взлететь к Луне. А если появляется подозрение на сговор нескольких компаний, то к ним приходят с проверкой люди в погонах. Но, в основном, повышенный контроль только за социально значимыми сферами, а изделия ручной работы, всё же, сегодня относятся к роскоши.
Как не сложно заметить, рыночное образование цены не учитывает затраты материалов, времени и труда. Поэтому существует второй способ рассчитать цену - суммировать затраты и по ним установить цену. Каждая рукодельница оценивает свои затраты по разному, например некоторые удваивают или утраивают цену пряжи, пошедшей на изделие.
Но по пунктам, что вносит вклад в стоимость:
1. Суммарная стоимость материалов (пряжа, наполнитель, ткань...)
2. Стоимость сопутствующих затрат (аренда помещения, электричество, транспортные расходы). Если вы работаете дома, то этим пунктом можно пренебречь
3. Стоимость каждого часа работы рукодельницы
4. Наценка за сложность изделия. Например за 10 часов связанная простыми столбиками толстой ниткой салфетка и за те же 10 часов связанный сувенир из 40 деталей из очень тонкой пряжи - это два разных труда.
5. Дополнительные наценки, например за бренд, если рукодельница общепризнанный мастер, или авторская уникальная схема.
Вариант расчета с учетом всех пунктов, правда для игрушек и слингобус, есть тут в бесплатном и платном вариантах.
Но и таким способом установленная цена не идеальна - она может оказаться достаточно высокой, выше рыночной.
Заметка о ценообразовании для рукодельниц не была бы полной, если бы я не рассмотрела ещё одно явление - демпинг, или продажа изделий по ценам ниже рыночных, или недобросовестная конкуренция. Демпинг на кратком временном периоде выгоден покупателю - цены резко снижаются. Но в долгосрочной перспективе из-за демпинга уходят многие мастера, снижается конкуренция, а за ней и качество продаваемых вещей.
А за счет чего может быть снижена цена? Только за счет обесценивания труда. Поэтому тот, кто продает свой труд за стоимость материалов, а то и ещё дешевле, обесценивает труд сотен других рукодельниц. Поэтому или продавайте за адекватную стоимость, или дарите от всего сердца.
Цените себя и свой труд. Сделанное вручную сегодня - признак достатка и хорошего вкуса, стиля.